Чувствительность ISO

Чувствительность ISO

Чувствительность ISO – характеристика цифрового фотоаппарата, которая определяет чувствительность сенсора к свету. Выражается в единицах ISO, которые были приняты еще в пленочной фотографии и были перенесены в цифровую для удобства.

Важность светочувствительности заключается в том, что с помощью этого параметра можно, не изменяя экспозиции (выдержки и диафрагмы), регулировать яркость кадра (рис. 1).

Регулировка яркости изображения с помощью значения ISO
Рис. 1 – Регулировка яркости изображения с помощью значения ISO

Технически это осуществляется путем предварительного усиления электрических сигналов светочувствительной матрицы и алгоритмов их последующего аналогово-цифрового преобразования в цветовое пространство фотоаппарата, в основном sRGB. Т.е. на самом деле, при повышении значения ISO, светочувствительность фотоэлементов не увеличивается, а усиливается возникающий в них электрический ток. Как последствие, при повышении светочувствительности возникают шумы (рис. 2).

Когда стоит подымать чувствительность ISO

Для получения качественных снимков, значение ISO стоит подымать только в том случае, когда в данных условиях невозможно снять с заданной экспозицией. Например, съемка в помещении без вспышки, съемка на слабоосвещенной местности (вечер, ночная съемка возле фонарика), съемка на сверхкоротких (1/640 ÷ 1/1200 с) выдержках (спортивная съемка) для того, чтоб «остановить мгновение».

Максимальная чувствительность ISO 204800 была реализована в фотоаппаратах Canon EOS 1D X в 2011 году и фотоаппаратах Nikon D4 в 2012 году.

Появление цифрового шума при увеличении значение ISO
Рис. 2 – Появление цифрового шума при увеличении значение ISO

Оптимальная чувствительность ISO

Чувствительность ISO подбирается для каждой конкретной ситуации и желательно, чтоб оно было минимальным.

Оптимальная чувствительность ISO подбирается практическим путем. Для этого необходимо ориентироваться на предполагаемую экспозицию, при которой не будет смазов кадра и шевелёнки (например, вечером при фотографировании объективом с фокусным расстоянием 50 мм, выдержка не должна опускаться меньше значения 1/50 с, диафрагма, по-возможности, открытая f1.8). В таком случае, с светосильным объективом, оптимальное значение ISO будет 200, при условии, что кадр получится резким и не смазанным. Очевидно, что в случае, который был приведен на рис. 2, оптимальным значением ISO является 500. Экспозиция в этом случае (f4.0 1/50 с) обеспечила не смазанный и резкий кадр в заданных условиях.

В спортивной съемке необходимо ориентироваться на выдержку (1/640 с), и оптимальное значение ISO будет то, которое может обеспечить такую экспозицию.

В нижеприведенной таблице описаны ориентировочные оптимальные значения ISO в разных условиях.

Таблица 1 – Чувствительность ISO

ISO

Шум

Применение

50-100

Низкий

Фотографирование при дневном свете, в студии, со вспышкой. Любая фотография, где может использоваться устойчивый штатив.

200-400

Средний

Используется при слабой освещенности, применяя выдержку, которая позволяет благополучно фотографировать с рук. При этом часто используют открытую диафрагму.

Так же применяется для увеличения эффективной дальности вспышки.

800-3200

Высокий

Фотографирование с руки при самых плохих условиях освещенности, когда вспышка не используется или ее не хватает.

При удвоении значения ISO количество света, необходимое для создания правильно проэкспонированного изображения, делится пополам. Это означает, что при переходе от ISO 100 к ISO 200 вы можете использовать выдержку вдвое короче или увеличить диафрагменное число на одну ступень. Изменив чувствительность ISO 100 на ISO 1600, вы можете использовать выдержку в 16 раз короче или во столько же уменьшить диафрагменное число.

С развитием науки и техники, появляются новые аппаратные и программные методы подавления шумов, открываются новые технологии изготовления сенсоров, новые материалы приходят на замену предыдущим и все это в сумме приводит к улучшению качества фотографий.

Для наглядности темы рекомендую ознакомиться с видео ниже.




Показать все